Кощей. Бессмертный ли?

кощей бессмертныйНу, вот и снова вечер опустился тишиной летних сумерек, и где-то там, на западе, уже готовится опуститься на землю покрывало ночи… Костер уже разведен, да и поляна выбрана пошире, не чета вчерашней. Туч да мороси тоже не предвещается, а того, кто давеча из леса прибрел – тоже не видно, только, вон, следы оставил. Ничего, конопля-то мною повсюду разбросана. Так что – сучья в огонь и продолжаем наш разговор под треск костерка.

Кощея погубить… Дело-то это непростое. Сказки донесли до нас две истории его гибели. Первая известна всем: смерть Кощея в яйце. Почему в яйце? А потому что в стародавние времена Вселенную представляли в виде яйца. А Кощей – это ж Змей, помните? А Змей, можно сказать, хтоническое чудовище. Властитель хаоса и подземных вод, в которые, конечно, лучше не попадать. Змей-то и был хозяином еще неустроенной Вселенной. А стражи Змея-Кощея вам тоже известны. Нет? Тогда вспоминаем сказку: море-океан (вода), остров (земля), дуб (растения), заяц (животные), ну, и наконец, утка (птицы).

кощей бессмертныйВсе знают славный Чернигов – где-то неподалеку от него Илья Муромец подвиги свои совершал. Так вот, как-то археологи раскопали могилу князя по прозвищу Черный. Он и был, собственно, основателем Чернигова. И в могиле его нашли: иглу – в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц – в заветном ларце. Ну и цветы бессмертники. А цветы эти и в земле и в воде, одинаково сорванные, стоят. И поди-пойми, живые они или нет.

бессмертникиДа и про иглу нам тоже известно – читали же На границе миров. Она, помним, прообраз волшебного копья. Но это так – предположение. Вот еще одно: в славянской мифологии игла – не просто нечто, чем вышивают, а одновременно и оберег, и орудие порчи. Но и это еще не самое интересное. Потому что самое интересное заключается в том, что и ведьма, и Змей могут оборачиваться – оборотни же – иглой. Потому и не советовали подымать с пола найденную вдруг иголку. Мало ли кто в ней до поры-до времени таится…

смерть кощеяА еще говаривали о «сонных иголках». Когда девушки брали и засыпали за рукодельем. А сон в стародавние времена ассоциировался со смертью. Ну, не такой, знаете, в нашем современном понимании: взял, помер и разложился закопанный. Нет. Смерть – это именно сон, потеря души. И сон такой навевался хозяином волшебной иглы: Змеем-Кощеем – похитителем девиц красных.

смерть кощея от коняТеперь о смерти Кощея от коня. Волшебного, разумеется. Змей-Кощей ведь девиц крадет красных. И вот, добрый молодец отправляется на волшебном коне за суженой, Кощеем (Змеем-похитителем) увезенной. Как водится, ищет и спасает он ее в ином мире. А как он в мир иной попал – отдельная история. И вот он уже обратно спешит. Вместе с красавицей. Кощей в погоню. Нагнал беглецов, и вот тут-то конь добра-молодца и убил Кощея, тело которого было сожжено, а прах развеян.

сожжение чучела на масленницуСожжение Кощея. Ничего не напоминает? А сожжение чучела на масленицу? Связано это с далеким-предалеким культом предков. Почему сожгли тело Кощея? Ну, тоже знаете об этом из сказок. Ведь, положим, разрубить его на куски – так ведь и соединить можно. С помощью мертвой и живой воды. И будет мертвяк дальше бродить.

К слову, о стародавней погребальной традиции: раньше, что сжечь не могли из погребальной утвари – разбивали. Горшки там, на кладбище, например. Как бы этим самым закрывалась любая дверь для обитателей иного мира проникнуть в наш мир. Так и с Кощеем – сжечь, а прах – по ветру.

Но Кощей – возразите вы – бессмертный. Верно. Только вот, что такое бессмертие в мифе? Вы уже догадались – потеря души. Когда Смерть не может взять человека, и не в силах он перейти границы миров, становясь заложным покойником, не имеющим покоя.

Так вот и Кощей – если он не синоним Змея, то существо, затерявшееся между мирами. Но больше, конечно, он присутствует в ином мире, ибо чувствует живого человека. А раз чувствует – то почти что заложный покойник, только вот рангом повыше. И вот как раз-то сломанная игла позволяет Кощею уйти в мир иной, получить, в некотором смысле освобождение. Игла дарует ему Смерть. Вот так-то.

кощей бессмертныйЭто чем-то напоминает королей-призраков из толкиеновского «Властелина колец» – назгулов. А Толкиен за основу своей книги взял древние мифы… Назгулы ведь тоже хотят оставить этот мир и уйти в иной, как и Кощей. Обрести покой… Так что, сломав иглу, повторим, Иван не погубил Кощея, а даровал ему освобождение. Так-то.

Что ж, догорает костерок-то. Ночь давно вступила в свои права. Ох ты, опять он, мохнатый-сутулый. Перед коноплей остановился. Ишь, морду свою медленно поднимает. Будто сказать что хочет… Что ж, и о нем – о лешем – придется поведать. В другой раз.

Автор статьи Игорь Ходаков

Понравилась статья? Сохраните на память!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

One Comment:

  1. Pingback: Где-то на границе миров… (о Кощее Бессмертном) | to your health

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

[+] Самые красивые смайлики тут