По следам Кощея

По следам КощеяВсе-все-все, останавливаемся – рваные сизые тучи, вон, и луну уж заслонили, моросью нам дорогу застилают. Ага, вот рядом старая скрипящая ель, сядем под нее, дух переведем, да дождик переждем, в тулуп овчинный закутаемся, запах прелой листвы да хвои вдохнем.

Что у нас там, в рюкзачке-то – ох, и натер он своим лямками плечи! – осталось, да во фляге как? Ага, болтается что-то еще. Перекусим. Да и подумаем – ночь-то впереди длинная, и, похоже, ненастная. Хотя кто ее угадает-то. Под елью-то костра не разведешь. Да и не надо. Мало ль кто там на блики его танцующие прибредет – сутулый да лохматый. От размышлений оторвет. А они, размышления-то наши – о Кощее все. Мы ж так толком и не разобрались, кто он такой-то на самом деле.

Среди норвежских фиордов, в стране викингов, когда-то жила легенда о великане, в груди которого не было сердца. В каком-то смысле и Кощей был таким великаном. Без сердца. И с душой, пребывающей где-то вне тела. Мрачное такое существо. Кстати, великаны в Скандинавии – это ж тролли, бродящие среди гор по ночам и ничего хорошего встретившемуся им путнику не предвещающие. Но с первыми лучами утреннего солнца тролли, переваливаясь и щурясь от приближающегося света, спешили в сырые и большие пещеры. В них они хоронились до наступления ночи. А ежели не успевали укрыться, то превращались в каменные глыбы – каменели, значит.

А Кощей же, говорит поверье, костенел, застывал, превращаясь в демона-иссушителя дождевой влаги. Иссушая влагу, насылая холод (помните, Кощей ведь тот же По следам Кощеявластелин стужи – Карачун) – это существо по ночам обретало способность летать, словно птица, взмахивая черными большими крыльями и сверкая, как молния.

Не оттуда ли – не от взмаха ли Кощеевых крыльев – северное сияние? Ведь он видится только на Крайнем Севере – там, где Кощей и обитает. Крылья да молния– помните в На границе миров мы писали, что Кощей – тот же Змей огнедышащий и летающий.

Что ж, кутаемся в овчинный тулуп, кладем рюкзак за спину – вон тучи рассеялись немного, да морось поубавилась, уступив место далеким звездам. Где-то рядом тень появилась. Вглядываемся. Да это филин, не будем его бояться. Ночь – его время.
Ну и как говорить о Кощее, не помянув о Смерти? Никак. В общем-то, в На Границе миров мы писали о нем, как о существе, зависшем на границе этого мира и мира иного. Но, возможно, Кощей и олицетворял собой образ Смерти (не небытия, а именно Смерти). Как он выглядел в таком облике? Ну, уж точно без косы там и не на коне. Все изображения Кощея появились довольно поздно, когда сказки уже становились развлечением, а не мифом. То, что Кощей олицетворял Смерть – ничего удивительного. Ведь знакомый нам Карачун – он же Кощей, властелин холода, продирающего до костей, порою – до смерти…

Ладно, хватит о грустном. Кощей ведь может быть и иным. Сейчас только выберемся из-под тулупа, да, все ж таки, костер-то разожжем – какой без него сказ? Насобираем веток сухих, да лапника под ложе… Ну вот, другое дело, и тулуп можно только на уставшие плечи накинуть, да коноплю стоит вокруг разбросать, для чего – знаете уже. А если нет – читайте: Змей, богатство, конопля и Конопля и русалки и нечто, случившееся в чужом лесу.

Ага, кто-то там и бредет на огонек. Незваный такой. Ветки ломает, ишь, лапы тянет. А перед коноплей и остановился, недобро так посмотрел и обратно побрел. Ну, так, а мы дальше продолжаем.

По следам КощеяВо всех мифах – знаете, наверное – герой сражается со Змеем. Но так просто с ним на битву не выйдешь. Надо испытание пройти. А как же иначе? Испытывать же будет некто, властвующий в ином мире. Не живой, да и не мертвый. И тут герою нашему без девушки никак не обойтись…

Потеплело, да и на небе распогодилось. Хворост в огнь пробрасываем и продолжаем. На чем мы там остановились? На девушке и герое. Девушка-то у нас героическая – ну, помощница героя, значит. Оттого и героическая. Так вот, изначально она пленница этого ни живого ни мертвого – Кощея, как вы догадались. И герой – раз он герой всамделишний – отправляется ее спасать. Отправляется он в мир иной. Причем, Кощей уже и женился на пленнице. А брак с ним – это потеря души, смерть, превращение человека живого в мертвяка.

Герой должен вырвать пленницу из лап смерти, вернуть ее душу. А в На Границе миров мы уже писали, что Кощей и Змей – одно существо. Герой и сражается с ним, освобождая пленницу, возвращая ей душу и, тем самым, жизнь.

А Кощей? Убил ли его наш герой? Об этом – в следующий раз. Костер, вон, догорает, тучи рассеялись, можно и вздремнуть – рюкзак под голову, тулуп – на себя.

Спокойной ночи!

Автор статьи Игорь Ходаков

Понравилась статья? Сохраните на память!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

4 Comments:

  1. Pingback: Где-то на границе миров… (о Кощее Бессмертном) | to your health

  2. Мне всегда казалось что Кащей-Бессмертный и Змей-Горыныч это разные персонажи, хотя я не так хорошо в мифологии разбираюсь

    • Трудно сказать на все 100%, но основания отождествлять их — есть.

  3. Pingback: Кощей. Бессмертный ли? | to your health

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

[+] Самые красивые смайлики тут