Кто не слышал хоть раз в жизни о самураях – храбрых и суровых воинах страны Восходящего солнца? Все слышали. А о женщинах-самураях?
– А что, есть такие? – кто-то спросит.
– Есть или нет – не ведаю, но то, что были – точно.
Словосочетания такого, правда, японская воинская традиция не знает, но мы, что называется, не станем заморачиваться, и для удобства жен самураев будем называть женщины-самураи. Вот так.
И пускай вас это не удивляет, ибо женщины – создания сколь прекрасные, столь и загадочные. Я бы даже сказал – таинственные. Впрочем, отношение к ним мужчин в разных культурах и религиозных традициях также неодинаково.
Возьмем, к примеру, соседей японцев – китайцев. Как они, китайские мужики, изображают своих жен? А с метлой в руках. Думаете, достали они их так, что представляются мужьям в образе ведьм, готовых взгромоздиться на метлу и лететь?
Не спешите с выводами, помните, что Восток – дело тонкое. Если переводить слово «жена» с древнекитайского, то как раз «подметальщица» и получится. Ну ладно, оставим китайцев в покое – беседа сегодня не о них.
Женщина-самурай. Каково ее назначение? В переводе с японского самурай означает служить. Раз женщина тоже, в некотором смысле, самурай, то и ее назначение – служить. Кому? А кому служит самурай? Господину. Ему и женщина служит. То есть супругу – своему господину. Господа ценили в самураях храбрость и преданность, тоже самое и воины-мужья ценили в своих женах.
И названные качества, равно как и умение владеть оружием, в женщинах воспитывались сызмальства. А в день достижения совершеннолетия – в Японии он наступал с 12-ти лет – женщине вручался нож, именуемый «кайкен».
Им можно было убить противника, и, при необходимости, совершить дзигай – у мужчин это называлось сэппуку, более известное в нашей стране как харакири. Кайкен был всегда с женщиной. Дзигай отличалось от того, как это делали мужчины – как известно, вспарывавшие себе живот. Женщина-самурай должна была перезревать себе горло. Удар наносился точно. И поэтому самураев – мужчин и женщин, с детства обучали анатомии. Но мало было поразить себя в горло. Мало. Японская воинская культура выработала своеобразную и непонятную европейцу эстетику смерти: все должно было соответствовать ритуалу и выполнено… красиво. Если это слово вообще здесь уместно.
Так, самурай, совершив сэппуку, должен был обязательно упасть вперед. А женщина, дабы не нарушить эстетику смертельной агонией и конвульсиями, прежде, нежели пронзить горло, предварительно связывала себе ноги. Совершая дзигай, женщина-самурай демонстрировала преданность господину. Убить себя она могла и в случае, когда кто-то насильно пытался лишить ее целомудрия. Ибо для самурая честь превыше жизни. Но, пожалуй, достаточно о грустном.
Умение применить кайкен было не единственным достоинством японской женщины. Она училась владеть легкой алебардой – нагината, стрелять из лука и, если понадобится, применить приемы дзю-дзюцу. А оружием, в случае необходимости, мог стать даже веер.
Но образование не закачивалось познанием воинского искусства. Женщинам прививали вкус к поэзии и даже учили стихосложению. От юности японкам давали уроки пения, танцев. Причем все эти умения были, что называется, не для публики, а предназначались исключительно для самых близких. Для мужа, прежде всего. Ведь женщина была призвана ему служить.
Но! Но если она видела, что любовь к ней мужа-самурая начинает затмевать в нем чувство долга по отношению к господину, то она должна была напомнить ему о приоритетах – служение превыше всего.
А приоритеты определялись кодексом Бусидо — сводом правил самурая. В кодексе о женщине говорил следующее: она должна, образно выражаясь, проявить себя в сражении и заботясь о муже и детях. То есть в служении.
… Ныне иные времена, но, как и много веков назад, японские женщины идут особым, непонятным европейцам, путем, предпочитают сериалам и телефонной болтовне встречу в додзё – спортивном зале.
Автор статьи Игорь Ходаков
Ну супротив наших баб, что на ходу коней останавливают и в горящие избы ходят…да с боевой техникой коромысла (устройство для переноски 2-х 10 литровых ведер) и для ближнего боя — сковородой малой чугунной никакая самурайщина не страшна
Точно-точно!
*важно кивает, авторитетно соглашаясь*