О воинах-берсерках, звериных шкурах и покойниках, в них зашитых

воины берсеркиМногое нам, обитателям третьего тысячелетия, подчас непонятно в обычаях и обрядах прошлых полузабытых веков, когда ни письменности, ни государств еще не было; да и происходившее в менее древние времена не все для нас ясно.

Вот скандинавские воины-берсерки – почему они, порою, в битве предпочитали звериные шкуры железному панцирю и стальным латам?

Всякий, наверное, слышал о воинах-берсерках, наводивших страх да леденящий ужас на врагов. Видом своим наводивших. Еще бы, многим в стародавние времена казалось, что в бою эти воины, облаченные в звериные шкуры на обнаженное до пояса тело, превращаются в медведей. Самых что ни на есть настоящих.

Кого-то это, конечно, пугало, но нисколько не удивляло. В седой древности, когда не было еще городов, а египтяне не построили своих пирамид, люди ведь верили: покидая земной мир, человек превращается в то животное, которое считалось предком рода. Оттого и рассказы про оборотней вовсе не казались сказкой. Впрочем, верования эти сохранялись очень долго. Благодаря скальдам, то есть норвежским сказителям, воспевавшим подвиги берсерков.

Но я, признаться, не совсем о берсерках хотел рассказать, а решил попытаться ответить на вопрос: «В шкуры-то они зачем облачались, чтобы страху нагнать?» Да не совсем…

Были времена, когда, при погребении, людей не в гроб, нам привычный, клали, а зашивали в шкуру животного. Так поступали, в том числе, и в помянутом нами древнем Египте. Потом в стране пирамид тела умерших стали мумифицировать – все об этом ведь слышали, но обычай заворачивать покойника в шкуру животного никуда не делся. Только изменился.

Прежде, нежели начать процесс мумификации, в шкуру животного заворачивал себя… жрец. Зачем? А чтобы достичь возрождения после смерти. Правда медведей в Египте днем со огнем не сыщешь, и сейчас их встретишь там разве что в зоопарке. И потому египтяне заворачивали тело в шкуру быка – весьма почитаемого на берегах Нила животного. В честь священного быка – Аписа, египтяне даже построили храм в древнем Мемфисе.

Вы думаете, обычай этот, с зашиванием покойника в звериную шкуру связанный, в прошлом давно? Вовсе нет. Вот эскимосы и чукчи и по сей день зашивают тела умерших своих сородичей в шкуры животных и потом бросают их в море. Конечно, не все эскимосы и чукчи так поступают, но случаи такие известны.

Однако, дни нынешние нас пока не очень-то интересуют. Возвращаемся к древним временам. И сейчас я поподробнее расскажу о том, для чего умершего заворачивали в шкуру животного, расскажу на примере страны сказочной и древней – Индии. Древние индийцы верили – да и сейчас верят – в бога огня по имени Агни.

Так вот, умершего человека зашивали в шкуру – и на костер. «Ну – думали индийцы – теперь Агни пожрет шкуру, а душа как раз к нему, в иные миры, и умчится. А то ведь, не зашей тело в шкуру, Агни душу и пожрал бы». У кого-то из читателей, быть может, возникнет вопрос: «А что ж, Анги не смог бы отличить животного от собственно его шкуры?».

воины берсеркиНадо думать, что древние люди так и полагали: не смог бы. Вот в той же Индии на шкуре оставляли лапы, копыта, морду, хвост – ну, то есть, чтобы Агни не догадался кто перед ним.

А в древней Греции боги сами облачались в шкуры животных – бог виноделия Дионис, например, так и ходил, накинув на себя шкуру быка, а вместо капюшона использовал бычью голову с рогами.

Что ж, теперь мы можем возвратиться к берсеркам – ведь с них мы и начали наш рассказ. Кстати, слово берсерк по-старонорвежски переводится как «медвежья шкура». Эти воины не изображали медведей, они, как сами верили и как верили их враги, превращались в них. Вот так-то.

Автор статьи Игорь Ходаков

Понравилась статья? Сохраните на память!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

[+] Самые красивые смайлики тут

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.